Оптимальная температура для укладки верхнего слоя зависит от типа асфальтобетона. Если в смеси — много щебня и другого материала из горных пород высокой прочности, то показатели жёсткости и прочности увеличиваются. Поэтому перед началом работ состав нужно будет сильнее разогревать. Это требуется для обеспечения достаточной пластичности, нужной для качественного уплотнения.
Содержание
Виды материала и температура, при которой происходит работа с ним
Существуют 3 базовых разновидности асфальтобетонной смеси, которые различаются между собой по температуре укладке:
Это классика жанра. Данный вид смеси можно класть даже зимой, хотя при минусе проводить работы в любом случае нельзя (а также при снеге). Но укладка возможна при +5°C и выше, то есть практически до минусовой погоды. Ниже этого градуса — нельзя, даже при современных технологиях. При этом температура самой смеси должна быть 120 °С.
По сути, это тоже разновидность горячего асфальта, но со своей спецификой. Чтобы можно было проводить работу, нужно убедиться, что температура воздуха никак не меньше 5°С. Что же касается температуры самой смеси перед началом работ, то здесь сильно всё зависит от состава. Она может колебаться от 180 °С и до 250 °С. Это зависит от вида материала, компонентов, которые в него входят, а также от целого ряда других аспектов. Особенностью этого материала стала высокая плотность. Поэтому укладка возможна при небольшом дожде слабой интенсивности. Но нельзя сказать, что смесь совершенно не зависит от погодных условий. При сильном ливне укладку нельзя проводить.
Эта смесь не обладает должной прочностью, поэтому её не используют для создания дороги. Она обычно нужна для ямочного ремонта, для каких-то временных решений. Для этого степени уплотнения будет достаточно. Работа с ним обычно проводится осенью и весной, хотя возможна также и летом, и зимой. Главное условие — сухой воздух. Низкие температуры не вредят такому материалу. Поэтому проведение укладки может проводиться и при –20°C.
Как можно увидеть, температура проведения работ и самой смеси сильно зависит от того, о чём идёт речь. Однако при любой разновидности основание нужно подготовить к укладке асфальта. Желательно при наличии возможности его прогреть. На промёрзлую землю асфальт с любой структурой будет ложиться хуже.
Скорость работы и снижение температуры асфальта в процессе
Стоит отметить, что перед началом работ разогревать смесь нужно не до нижних показателей, а до средних. Это позволяет проводить укладку строго по ГОСТу с учётом того, что в процессе такой материал остывает. По этой причине ранняя доставка материала на место выполнения работ нежелательна. Ведь в противном случае смесь может быстро остыть, что скажется на качестве дорожного покрытия.
В частности, на скорость остывания материала влияют следующие факторы:
- Температура окружающей среды, как правило, воздуха. Логично, что смесь быстро остывает, когда вокруг — холодно. Поэтому для укладки асфальтобетона в межсезонье часто привлекают различное оборудование и всевозможные устройства, которые помогают поддерживать необходимый темп выполнения работ.
- Температура основания. На это меньше обращают внимания, что нередко оборачивается серьёзными проблемами. Особенно в межсезонье, когда земля может промёрзнуть. Чем холоднее место для прокладки дороги, тем выше должна быть температура смеси. Это один из ключевых принципов проведения указанных работ. Если он нарушается, возникают проблемы.
- Толщина слоя смеси. Когда она слишком маленькая, начинаются проблемы, так как такой материал будет быстро остывать. Из этого следует, что строгое выполнение требований ГОСТов возможно в тех случаях, когда укладка идёт без экономии материала.
- Темп работ. Если рабочие слишком долго укладывают асфальтобетон, то вполне закономерно, что смесь успеет остыть. Следовательно, во избежание нарушении принципов технологии проведения таких работ нужно привлечь оборудование, специализированную технику. Особенно, когда речь идёт о достаточно большом участке.
Как именно меняется температура смеси?
Стоит отметить, что ключевым для изменения температуры в смеси является не битум, а горные породы. Если коротко, то чем их больше, тем сильнее нужно разогревать материал перед проведением работ. Тогда получится прочное монолитное дорожное полотно, которое менее будет подвержено различным негативным воздействиям, например, возникновению трещин.
Итак, по содержанию горных пород смесь можно разделить на следующие подвиды:
Это довольно дорогой материал. Количество горных пород в нём может иногда доходить до 60%. Однако оно в любом случае будет никак не меньше половины. Разогрев должен происходить до 145°C. Материал довольно быстро остывает, поэтому асфальтирование участка обычно для поддержания надлежащей температуры проводят поэтапно. Современные технологии позволяют добиться бесшовного покрытия даже при таком подходе.
В данном случае количество горной породы снижено до 40%. Иногда может подниматься почти до половины. Разогрев — 130°C. Общие рекомендации при выполнении работ будут такими же, как и в предыдущем пункте.
Количество горной породы может составлять примерно треть от всего состава. Это довольно универсальный вариант, поскольку материал представляет собой оптимальный баланс между доступной ценой и довольно высокой прочностью. Разогрев смеси перед началом работ — до 120°C.
В данном случае для создания асфальтобетонного материала используется не горная порода как таковая, то есть не щебень или гравий, а песок из горной породы. Материал получается довольно прочным, хотя эта характеристика всё же снижена по сравнению с предыдущим вариантом. Зато увеличена пластичность. Оптимальное решение для создания ровного покрытия, например, под парковки. Нагрев должен происходить до 120°C, то есть до тех же показателей, что и в прошлом пункте.
Здесь используется песок из осадочных пород. Он не отличается высокой прочностью, его основные достоинства — доступная цена и эластичность материала. Также разогреть материал будет достаточно всего лишь до 110°C.
Таким образом, температура разогрева смеси находится в прямой взаимосвязи со структурой самого материала, с тем, что именно входит в состав. Контролировать её можно с помощью специального термометра, который используется в промышленности.
Что будет при нарушении температурного режима?
Стоит учесть, что все рекомендации даны на основании стандартов и требований ГОСТа и СНиПа. В реальной жизни нередко происходят отклонения. Часто можно увидеть сотрудников коммунальных служб, которые кладут асфальт прямо в дождь или в снег. Всё это создаёт ложное впечатление о том, что технология проведения указанных работ далеко не такая сложная, как может показаться на первый взгляд.
Однако это ложное впечатление. Во-первых, нельзя судить о том, соблюдены ли требования в конкретном случае или нет, поскольку неизвестен точный состав такого материала. Во-вторых, что ещё важнее, нередко сотрудники коммунальных служб нарушают технологии. Они не беспокоятся по поводу репутации, в отличие от компаний, которым нужно привлекать клиентов. Поэтому в действительности при грамотном подходе необходимо следить как за влажностью, так и за температурой окружающей среды, все параметры важны. А иначе асфальт быстро покроется трещинами.
Комментарии 0
Ваш комментарий будет первым.